Литературный редактор. Зачем он нужен?

Литературный редактор. Зачем он нужен?
Я работаю литературным редактором уже много лет, и довольно часто мне приходится отвечать на самые разные вопросы, которые задают авторы. Один из них: зачем нужен литературный редактор и так ли уж необходимо литературное редактирование текста? Давайте разберемся.

Когда мы читаем качественный, стилистически грамотный, талантливый текст, надо понимать, что это всегда результат совместного труда автора и его литературного редактора. Как бы ни был независим и даровит автор, сам себе он все-таки не судья. Ведь недостатки и проблемы текста гораздо заметнее чужому опытному глазу, чем своему. Именно редактор, прочитав ваш текст, должен устранить в нем все стилистические погрешности и недочеты, исправить шероховатости и добиться четкости и выразительности изложения.

Как же происходит, что текст из посредственного, иногда сырого и не совсем интересного становится привлекательным, живым, образным и наполненным эмоциями? Тут мне вспоминается фраза, которую приписывают Хемингуэю: «Пиши пьяным – правь трезвым». Вот этим «трезвым» в данном случае и является литературный редактор, после правки которого мы видим волшебное преображение текста.

Давайте рассмотрим, что же именно делает профессионал, чтобы вывести текст на хороший литературный уровень, придать ему выразительность и художественную привлекательность.

Литературный редактор – это тот человек, который должен:

- тщательно разобраться во всех даже самых сложных сюжетных хитросплетениях вашего произведения;

- убрать неоправданные длинноты и излишние затянутости;

- придать композиции стройность и логическую последовательность;

- проверить все фактические данные;

- осмыслить и грамотно перестроить запутанные и сложные синтаксические конструкции для более легкого их восприятия;

- оценить соразмерность абзацев;

- совершенствовать язык и стиль текста, обеспечивая стилистическое единообразие произведения.

Немало, правда? Но и это еще далеко не все. Хороший редактор обладает также множеством других способностей и умений на уровне ощущений и нюансов. Наиболее важное из них, на мой взгляд, это умение понять, что хотел сказать автор, и помочь ему выразить мысль ясно и грамотно. А иногда и домыслить, исходя из контекста, и таким образом придать образу завершенность, правильно расставить акценты или поставить точку в надоевшем читателю затянувшемся диалоге.

За всем этим стоит кропотливая многочасовая черновая работа, о которой автору и читателю знать совсем не обязательно, но без которой текст не станет привлекательным для чтения и литературно безупречным.

Но какие бы изменения и улучшения редактор ни вносил в текст, он должен очень бережно относиться к написанному и сохранять индивидуальный стиль автора и его манеру письма. Иначе из произведения уходит самое главное – его душа.

А теперь судите сами, нужен вам литературный редактор или можно обойтись без него.