«Редактировать текст – только портить»? А как на самом деле?

«Редактировать текст – только портить»? А как на самом деле?
В общем, понять опасения авторов, конечно, можно. Для каждого пишущего отдать свое произведение в руки постороннего человека, хотя и специалиста, сложный шаг, который требует взвешенного подхода и тщательного выбора. О том, как правильно это сделать, я уже писала в другой своей статье. Сейчас же предлагаю поговорить не о проблемах выбора литературного редактора, а о предубеждениях авторов, которые иногда совершенно справедливо опасаются, что:
- редактор может все испортить;
- внесенные им правки изменят текст до неузнаваемости, из него уйдет душа;
- отредактированный текст будет уже не так дорог ему и может показаться чужим;
- редактирование – процесс совсем не обязательный, иначе говоря, это деньги, выброшенные на ветер.

Знакомые рассуждения, не правда ли? Кто из авторов не терзался подобными сомнениями, перед тем как согласиться с необходимостью редактирования своего текста. Не стоит также сбрасывать со счетов и банальную ревность пишущих к тому, кто будет вмешиваться в написанное ими произведение. Ведь каждое слово, каждая строка в них выношены и продуманы, все сто раз проверено, и, кажется, лучше уже и не скажешь.

И тем не менее взгляд писателя имеет свойство «замыливаться», он зачастую не замечает, что одни и те же фразы на разных страницах неоднократно повторяются, что в процессе развития сюжета иногда герои начинают действовать уже под другими именами, а их поступки не всегда мотивированы и обусловлены обстоятельствами. Стоит ли говорить о том, что зачастую персонажи вдруг начинают без всякого на то основания говорить не свойственным им языком или выглядеть совсем иначе, чем были описаны в начале произведения. Досадные мелочи? А вот и нет. Такие оплошности не только снижают литературный уровень повествования, но и сказываются на достоверности образов, подрывают доверие к реалистичности всего написанного.

Именно поэтому взгляд со стороны любому произведению всегда необходим. Но, конечно, взгляд творческого и вдумчивого специалиста, способного глубоко погрузиться в ткань повествования, грамотно выстроить логическую цепочку событий и поступков и помочь образам обрести цельность и законченность. Это должна быть помощь человека, которому вы сможете доверить свое детище и быть уверенным в том, что с ним обойдутся максимально бережно и деликатно.

Работа литературного редактора очень похожа на действия художника, который уверенными мазками вносит в уже законченную картину коррективы, придавая ей завершенность, выразительность, художественное совершенство и глубину. Ведь редактор всегда на одной волне с писателем, лучше него чувствует и видит недостатки, шероховатости, невнятные эпизоды и затянутости. И в этом случае после редактирования текст обретает новое звучание, становится гармоничным и привлекательным для чтения. Он легко воспринимается читателем, вызывает интерес и чувство сопереживания. А автор с благодарностью восклицает: «Я именно так и хотел(а) написать!»

Поэтому ревнуй не ревнуй, а без помощи профессионалов даже самому маститому художнику пера обойтись сложно. Ведь каждый писатель чувствует себя счастливым, когда его книга находит своих читателей, потому что именно они и определяют ее дальнейшую судьбу. В противном случае о вашем творении никто не узнает и оно так и останется пылиться на полке.