С чего начать удаленное сотрудничество с литературным редактором

С чего начать удаленное сотрудничество с литературным редактором
Среди авторов, которые обращаются с просьбой отредактировать или выполнить корректуру своего текста, много тех, кто впервые пользуется подобными услугами. И далеко не все знают, как осуществляется дистанционная работа и какие шаги необходимо сделать автору текстов и редактору в самом начале. О том, как складываются взаимоотношения двух людей, перед которыми стоит общая цель – совершенствование написанного текста, я и хочу рассказать, основываясь на своем многолетнем опыте.

Итак, при дистанционной, то есть удаленной, работе существует определенный порядок действий. После предварительного знакомства с автором и текстом, предназначенным для работы, редактор выполняет пробную редакторскую правку небольшого фрагмента этого текста. Заметьте, текущую работу редактора при этом никто не отменял, и он делает пробную правку, так сказать, по своей доброй воле, понимая важность и необходимость этого этапа. А времени иногда требуется немало.

Представьте, что перед вами совершенно незнакомый текст и вы ничего не знаете ни об уровне мастерства автора, ни о его взглядах на литературу или предпочтениях. Также у вас нет возможности обсуждать с автором творческий процесс и корректировать свою работу вживую, то есть в режиме онлайн. От вас требуется сделать этот текст литературно привлекательным, максимально улучшить его и при этом непременно сохранить авторскую стилистику. Сообразуясь со своим профессиональным чутьем и опытом, вы пытаетесь решить эту задачу, не имея ни малейшего представления о том, что может понравиться автору этого текста, а что нет.

Перед редактором сто дорог, и он идет наощупь, подбирая варианты, оценивая, анализируя и отбрасывая то, что, по его разумению, не изменит текст в лучшую сторону, не сделает повествование выразительнее, ярче, содержательнее. Все это время редактору нужно помнить, что перед ним чужое произведение, а потому нужно сохранить ритм речи автора, его стиль и лексическое своеобразие, то есть то, что присуще его манере изложения. Иначе из повествования уйдет душа – оно, конечно, станет литературно привлекательным и грамотно написанным, но чужим для своего создателя и лишенным его авторской индивидуальности.

Сколько времени и сил уходит иногда на обработку маленького фрагмента, знает только тот, кто хоть раз пытался привести в порядок какой-нибудь нескладный, практически не читаемый или перегруженный сложными понятиями и синтаксическими конструкциями текст, сделать его привлекательным и стилистически грамотным. Попробуйте сами для наглядности выразить какую-нибудь сложную и запутанную мысль коротко и ясно, чтобы она стала понятной и легкой для восприятия. И вы поймете, что самое трудное – это сказать о сложном просто.

Однако, несмотря на все трудности, пробная правка крайне важна, более того, необходима обеим сторонам. Редактору она дает возможность нащупать правильное направление в редактировании, понять, как работать с этим текстом дальше и каковы требования автора. А автору позволяет оценить уровень профессионализма и литературные возможности редактора, увидеть, насколько ему подходит такая манера редактирования.

Надо понимать, что пробная правка – это не догма, а лишь один из возможных вариантов редактирования, который показывает автору и редактору, в чем они сходятся, на что обратить внимание, чего следует избегать в работе именно над этим текстом и так далее. Серьезно подходящий к работе редактор может предложить автору даже несколько вариантов правки с разной степенью погружения в стилистику и вмешательства в содержание. Окончательно выбранный вариант обсуждается и согласовывается, и в дальнейшем автор четко знает, чего ему ждать от редактора и как будет выглядеть его произведение после литературной обработки.

Если сотрудничество не сложилось, ничего страшного. Творческие взаимоотношения и нюансы предстоящей работы всегда лучше выяснить вначале – это позволит избежать ошибок и недоразумений в дальнейшем.